В этом тексте мне бы хотелось на примере фильма “Кит” Даррена Аронофски проиллюстрировать феноменологию меланхолии, которой страдает главный герой
и сквозь призму кляйнианской концепции хороших и плохих объектов увидеть,
в казалось бы безысходной суицидальной ситуации, тернистый путь борьбы за жизнь.
Сам фильм полон символизма и подсказок о том, что переживает герой. Все события происходят на одной сцене - в квартире главного героя Чарли. Место действия
не меняется и нам легко представить все происходящее как внутреннюю сцену человека, который не оправился от горя, сцену, полную ярости, беспомощности и вины.
Коротко о сюжете. Нам представлена история преподавателя писательских курсов Чарли, который долгие годы страдает опасным для жизни ожирением. Он не выходит из дома,
в целом ограничен в подвижности из-за веса. Ему помогает подруга, по совместительству мед.сестра, Лиз. У них особые отношения. Их объединяет горе. Алан - возлюбленный Чарли и брат Лиз - покончил жизнь самоубийством несколько лет назад. Суицид стал результатом продолжительной внутренней и внешней борьбы Алана за то, чтобы быть тем, кем он является, любить того, кого он хочет. Гомосексуальность Алана стала причиной разрыва как с церковной сектой “Новая жизнь”, которой он был предан,
так и с карающим отцом, который отрекся от него. Он выбрал отношения любви, но под давлением уничтожающей вины за этот выбор, впал депрессию, перестал есть и спустя время утопился. С момента этой потери состояние главного героя стало ухудшаться
и из полного человека он превратился в смертельно больного. Если Алан оставил ради любви церковь и отца, то Чарли оставил жену с 8-летним ребенком, дочерью Элли.
И именно возобновление отношений с Элли, желание изменить их и изменить ее отношение к себе - является единственным и последним желанием Чарли.
На протяжении фильма мы наблюдаем человека, который убивает себя.
Понять всю глубину внутренней трагедии нам помогает введенный режиссером главный лейтмотив фильма - эссе на тему романа Германа Мелвилла “Моби Дик”, написанное когда-то давно дочерью Чарли, и которое несет в себе особый мистически-религиозный спасительный смысл. Сама отсылка на героев романа “Моби Дик” - это возможность описать обреченность и суицидальность ситуации. В этом произведении рассказчик нанимается в команду китобойного судна под руководством капитана Ахаба, который зациклен лишь на одной идее - убить белого кита, в схватке с которым он однажды повредил себе ногу. То есть участникам плавания довольно скоро становится понятным, что цель их плавания не добыча китового жира, что было обычным делом для того времени, а убийство кита по имени Моби Дик. Будучи зрителями, мы так же оказываемся поставленными перед фактом, с которым ничего не можем сделать - главный герой преследует лишь одну цель - убить в себе это “огромное белое животное”, которое символизирует тело и телесность. Он отказывается от всякой медицинской помощи,
он не дает возможности спасти себе жизнь, но принимает сочувствие и помощь
в улучшении качества его существования, как это было показано в отношениях
с подругой Лиз.
Кит - символизирует телесность. Сексуальность и сексуальные отношения, питание,
все желания, глубоко укорененные в теле. Это воплощение Ид, воплощение ранних импульсов, которые являются фундаментом человеческой психики. Церковная секта “Новая жизнь” и миссионер Томас говорят внутренним голосом архаичного и карающего Супер-Эго: чтобы спастись, нужно подчиниться Богу, отцу, Супер-Эго, нужно отречься
от себя, своих желаний, своих суждений. Строчка, выделенная Аланом в библии, емко иллюстрирует это требование: “Итак, братья, у нас есть обязанность, но не по плоти,
жить по ней. Ибо, если вы будете жить по плоти, то умрете; но если Духом умерщвляете дела плотские, то будете жить.”
Тело становится вместилищем плохого объекта. В своей статье Дэвид Белл описывает этот процесс следующим образом: “…в основе всех суицидов и схожих актов саморазрушения лежит атака на собственное Я, которое идентифицируется
с ненавидимым объектом. Этот акт представляет собой атаку на объект и одновременно
с этим наказание для Я за все его садистические и жестокие атаки на объект…
Тело представляет собой особо подходящее средство, так как именно тело порождает осознавание потребностей и желаний (таких, как потребность в пище или сексуальном контакте), то есть, осознавание реальности. Ненависть к такому осознаванию, которая важнейшим образом связана с нетерпимостью к фрустрации, может привести к атакам
на тело, в основе которых лежит фантазия о том, что, избавившись от тела или от какой-то его части, пациент может избавиться от своих желаний и жить в «идеальном мире»,
где ему больше не придется выносить фрустрацию неудовлетворенных желаний.
Это случай «казни гонца», тела, потому что субъект не может вынести то сообщение, которое оно приносит — осознавание болезненных аспектов реальности.”
(Bell, D. (2001). Who is Killing What or Whom? Some Notes on the Internal Phenomenology of Suicide. Psychoanal. Psychother)
Чтобы сохранить хороший объект в такой чрезвычайной ситуации требуется защитный механизм расщепления - хорошие объекты должны быть изолированы от плохих. Ощущение расщепления - чувство из крайности в крайность - пронизывает сюжет всей картины. Герои фильма категоричны и воплощают только какую-то сторону целого.
Эссе девочки Элли о белом ките символизирует тот самый хороший объект.
Он воплощает способность сочувствовать и понимать, любить и прощать. Воплощает способность к творчеству и самовыражению, способность к искренности и стремление
к внутренней правде, способность видеть реальность такой, какая она есть. В это эссе герой проецирует все то, что он утратил в себе и что не может сохранить в себе. Его дочь
так же полна ненависти ко всему живому, будто все то хорошее, что в ней было, глубоко похоронено. Чарли ставит себе целью оживить в ней эти чувства. Все, чего он хочет,
чтобы этот хороший объект жил, чтобы он был спасен. Это единственный способ защитить его от плохого внутреннего объекта, который оккупировал его внутреннее пространство
- спроецировать его во вне, спроецировать его в жизнеспособную среду.
Чарли идеализирует дочь, в минуты отчаяния буквально вбивает ей в голову,
какой она хороший человек.
Белл в своей статье ссылаясь на Кляйн пишет следующее: “… в то время как, совершая суицид, эго намеревается убить свои плохие объекты, я полагаю, что в то же время оно нацелено на то, чтобы сохранить свои любимые объекты — как внутренние, так и внешние… фантазии нацелены на сохранение хорошего объекта и той части эго, которая идентифицируется с хорошими объектами, а также на разрушение той части эго, которая идентифицируется с плохими объектами. (Klein 1935, стр. 276) Основная идея здесь в том, что, каким бы безумием это ни казалось, некоторые суицидальные акты нацелены на сохранение хорошего. Словно Я, чувствуя свою неспособность противостоять притяжению ужасающей деструктивности, в отчаянии убивает себя, чтобы спасти мир. Однако также должно быть справедливо и то, что, что человек позволяет себе обмануться убеждением, что разрушение собственного Я является единственным способом спасти хорошие объекты, само по себе подпитывается самыми смертоносными силами в психике.”(Bell, D. (2001). Who is Killing What or Whom? Some Notes on the Internal Phenomenology of Suicide. Psychoanal. Psychother)
Так в фильме герой неоднократно подчеркивает, что он лишь хочет спасти других от себя, цитируя все то же эссе о ките: “Больше всего мне грустно, когда я читаю скучные главы,
в которых одно описание китов, потому что я знаю, что автор всего лишь пытается уберечь нас от своей грустной истории хотя бы ненадолго.”
Он весь фильм ищет не спасения, а прощения. Надеется быть увиденным в любви,
в желание уберечь. Весь фильм он пытается сохранить хороший объект, реанимировать его. Его инстинкт к жизни воплощается в этих репарационных попытках, несмотря
на очевидную победу деструктивности и обреченности. И когда ему это удается,
он умирает, как будто может покинуть этот мир со спокойной совестью, ведь дочь смогла его простить и в ней ожили те чувства любви и привязанности, которые она так долго
в себе уничтожала.
В этом фильме нет терапевтической фигуры, то есть фигуры отдельной, наблюдающей
и целостной, способной собрать картину воедино. Все персонажи представлены
как часть разыгрывания одной и той же сцены, где кит должен быть убит, и только
так можно будет сохранить хороший объект. В клинической практике, когда мы имеем дело с такими убийственными чувствами мы сталкиваемся с опасностью сесть вместе
с пациентом на этот корабль и оказаться в ловушке, подчиняясь заданному сюжету
или быть слишком отстраненными и невникающими.
Р.S. То самое эссе Элли о белом ките «В удивительной книге «Моби Дик» Германа Мелвилла автор рассказывает историю пребывания в море. В первой части автор, называя себя Измаилом, в маленьком приморском городке делит постель с человеком
по имени Квикек. Автор и Квикек идут в церковь. А потом они садятся на корабль, капитан которого капитан по имени Ахав, у него нет ноги, и он очень хочет убить кита, которого зовут Моби Дик и он белый. На протяжении всего повествования пират Ахав проходит через трудности и вся жизнь его построена на попытках убить этого кита.
Это так грустно, потому что у кита нет эмоций и он не знает о том, что Ахав хочет его убить. Он просто огромное белое животное. И Ахова мне тоже жаль, потому что он тоже думает, что его жизнь станет лучше, если он убьет кита, но на деле - это ему не поможет. Из-за этой книги мне очень грустно и я очень переживаю за всех героев. Больше всего мне грустно, когда я читаю скучные главы, в которых одно описание китов, потому
что я знаю, что автор всего лишь пытается уберечь нас от своей грустной истории хотя
бы ненадолго. Книга заставила меня задуматься о своей жизни. А потом я порадовалась
за себя…»
В этом тексте мне бы хотелось на примере фильма “Кит”
Даррена Аронофски проиллюстрировать феноменологию меланхолии, которой страдает главный герой и сквозь призму кляйнианской концеции хороших и плохих объектов увидеть, в казалось бы безысходной суицидальной ситуации, тернистый путь борьбы за жизнь.
Сам фильм полон символизма и подсказок о том, что переживает герой. Все события происходят на одной сцене - в квартире главного героя Чарли. Место действия не меняется и нам легко представить все происходящее как внутреннюю сцену человека, который не оправился от горя, сцену, полную ярости, беспомощности и вины.
Коротко о сюжете. Нам представлена история преподавателя писательских курсов Чарли, который долгие годы страдает опасным
для жизни ожирением. Он не выходит из дома, в целом ограничен
в подвижности из-за веса. Ему помогает подруга, по совместительству мед.сестра, Лиз. У них особые отношения. Их объединяет горе.
Алан - возлюбленный Чарли и брат Лиз - покончил жизнь самоубийством несколько лет назад. Суицид стал результатом продолжительной внутренней и внешней борьбы Алана за то, чтобы быть тем, кем он является, любить того, кого он хочет. Гомосексуальность Алана стала причиной разрыва как с церковной сектой “Новая жизнь”, которой
он был предан, так и с карающим отцом, который отрекся от него.
Он выбрал отношения любви, но под давлением уничтожающей вины
за этот выбор, впал депрессию, перестал есть и спустя время утопился. С момента этой потери состояние главного героя стало ухудшаться
и из полного человека он превратился в смертельно больного.
Если Алан оставил ради любви церковь и отца, то Чарли оставил
жену с 8-летним ребенком, дочерью Элли. И именно возобновление отношений с Элли, желание изменить их и изменить ее отношение
к себе - является единственным и последним желанием Чарли.
На протяжении фильма мы наблюдаем человека, который убивает себя.
Понять всю глубину внутренней трагедии нам помогает введенный режиссером главный лейтмотив фильма - эссе на тему романа Германа Мелвилла “Моби Дик”, написанное когда-то давно дочерью Чарли,
и которое несет в себе особый мистически-религиозный спасительный смысл. Сама отсылка на героев романа “Моби Дик” - это возможность описать обреченность и суицидальность ситуации. В этом произведении рассказчик нанимается в команду китобойного судна под руководством капитана Ахаба, который зациклен лишь на одной идее - убить белого кита, в схватке с которым он однажды повредил себе ногу. То есть участникам плавания довольно скоро становится понятным, что цель
их плавания не добыча китового жира, что было обычным делом для того времени, а убийство кита по имени Моби Дик. Будучи зрителями, мы так же оказываемся поставленными перед фактом, с которым ничего
не можем сделать - главный герой преследует лишь одну цель - убить
в себе это “огромное белое животное”, которое символизирует тело
и телесность. Он отказывается от всякой медицинской помощи,
он не дает возможности спасти себе жизнь, но принимает сочувствие
и помощь в улучшении качества его существования, как это было показано в отношениях с подругой Лиз.
Кит - символизирует телесность. Сексуальность и сексуальные отношения, питание, все желания, глубоко укорененные в теле.
Это воплощение Ид, воплощение ранних импульсов, которые являются фундаментом человеческой психики. Церковная секта “Новая жизнь”
и миссионер Томас говорят внутренним голосом архаичного
и карающего Супер-Эго: чтобы спастись, нужно подчиниться Богу,
отцу, Супер-Эго, нужно отречься от себя, своих желаний, своих суждений. Строчка, выделенная Аланом в библии, емко иллюстрирует
это требование: “Итак, братья, у нас есть обязанность, но не по плоти,
жить по ней. Ибо, если вы будете жить по плоти, то умрете; но если Духом умерщвляете дела плотские, то будете жить.”
Тело становится вместилищем плохого объекта. В своей статье Дэвид Белл описывает этот процесс следующим образом: “…в основе всех суицидов и схожих актов саморазрушения лежит атака на собственное Я, которое идентифицируется с ненавидимым объектом. Этот акт представляет собой атаку на объект и одновременно с этим наказание для Я за все его садистические и жестокие атаки на объект…
Тело представляет собой особо подходящее средство, так как именно тело порождает осознавание потребностей и желаний (таких,
как потребность в пище или сексуальном контакте), то есть, осознавание реальности. Ненависть к такому осознаванию, которая важнейшим образом связана с нетерпимостью к фрустрации, может привести к атакам на тело, в основе которых лежит фантазия о том,
что, избавившись от тела или от какой-то его части, пациент может избавиться от своих желаний и жить в «идеальном мире», где ему больше не придется выносить фрустрацию неудовлетворенных желаний.
Это случай «казни гонца», тела, потому что субъект не может вынести
то сообщение, которое оно приносит — осознавание болезненных аспектов реальности.” (( Bell, D. (2001). Who is Killing What or Whom? Some Notes on the Internal Phenomenology of Suicide. Psychoanal. Psychother)
Чтобы сохранить хороший объект в такой чрезвычайной ситуации требуется защитный механизм расщепления - хорошие объекты
должны быть изолированы от плохих. Ощущение расщепления - чувство
из крайности в крайность - пронизывает сюжет всей картины. Герои фильма категоричны и воплощают только какую-то сторону целого.
Эссе девочки Элли о белом ките символизирует тот самый хороший объект. Он воплощает способность сочувствовать и понимать, любить
и прощать. Воплощает способность к творчеству и самовыражению, способность к искренности и стремление к внутренней правде, способность видеть реальность такой, какая она есть. В это эссе герой проецирует все то, что он утратил в себе и что не может сохранить
в себе. Его дочь так же полна ненависти ко всему живому, будто все
то хорошее, что в ней было, глубоко похоронено. Чарли ставит себе целью оживить в ней эти чувства. Все, чего он хочет, чтобы этот хороший объект жил, чтобы он был спасен. Это единственный способ защитить его от плохого внутреннего объекта, который оккупировал его внутреннее пространство - спроецировать его во вне, спроецировать его в жизнеспособную среду. Чарли идеализирует дочь, в минуты отчаяния буквально вбивает ей в голову, какой она хороший человек.
Белл в своей статье ссылаясь на Кляйн пишет следующее: “… в то время как, совершая суицид, эго намеревается убить свои плохие объекты,
я полагаю, что в то же время оно нацелено на то, чтобы сохранить свои любимые объекты — как внутренние, так и внешние… фантазии нацелены на сохранение хорошего объекта и той части эго, которая идентифицируется с хорошими объектами, а также на разрушение той части эго, которая идентифицируется с плохими объектами. (Klein 1935, стр. 276) Основная идея здесь в том, что, каким бы безумием это ни казалось, некоторые суицидальные акты нацелены на сохранение хорошего. Словно Я, чувствуя свою неспособность противостоять притяжению ужасающей деструктивности, в отчаянии убивает себя, чтобы спасти мир. Однако также должно быть справедливо и то, что,
что человек позволяет себе обмануться убеждением, что разрушение собственного Я является единственным способом спасти хорошие объекты, само по себе подпитывается самыми смертоносными силами
в психике.”(( Bell, D. (2001). Who is Killing What or Whom? Some Notes on the Internal Phenomenology of Suicide. Psychoanal. Psychother)
Так в фильме герой неоднократно подчеркивает, что он лишь хочет спасти других от себя, цитируя все то же эссе о ките: “Больше всего мне грустно, когда я читаю скучные главы, в которых одно описание китов, потому что я знаю, что автор всего лишь пытается уберечь нас от своей грустной истории хотя бы ненадолго.”
Он весь фильм ищет не спасения, а прощения. Надеется быть увиденным в любви, в желание уберечь. Весь фильм он пытается сохранить хороший объект, реанимировать его. Его инстинкт к жизни воплощается в этих репарационных попытках, несмотря на очевидную победу деструктивности и обреченности. И когда ему это удается, он умирает, как будто может покинуть этот мир со спокойной совестью, ведь дочь смогла его простить и в ней ожили те чувства любви и привязанности, которые она так долго в себе уничтожала.
В этом фильме нет терапевтической фигуры, то есть фигуры отдельной, наблюдающей и целостной, способной собрать картину воедино. Все персонажи представлены как часть разыгрывания одной и той же сцены, где кит должен быть убит, и только так можно будет сохранить хороший объект. В клинической практике, когда мы имеем дело с такими убийственными чувствами мы сталкиваемся с опасностью сесть вместе
с пациентом на этот корабль и оказаться в ловушке, подчиняясь заданному сюжету или быть слишком отстраненными и невникающими.
Р.S. То самое эссе Элли о белом ките «В удивительной книге «Моби Дик» Германа Мелвилла автор рассказывает историю пребывания в море.
В первой части автор, называя себя Измаилом, в маленьком приморском городке делит постель с человеком по имени Квикек. Автор и Квикек идут в церковь. А потом они садятся на корабль, капитан которого капитан по имени Ахав, у него нет ноги, и он очень хочет убить кита, которого зовут Моби Дик и он белый. На протяжении всего повествования пират Ахав проходит через трудности и вся жизнь
его построена на попытках убить этого кита. Это так грустно,
потому что у кита нет эмоций и он не знает о том, что Ахав хочет его убить. Он просто огромное белое животное. И Ахова мне тоже жаль, потому что он тоже думает, что его жизнь станет лучше, если он убьет кита, но на деле - это ему не поможет. Из-за этой книги мне очень грустно и я очень переживаю за всех героев. Больше всего мне грустно, когда я читаю скучные главы, в которых одно описание китов, потому
что я знаю, что автор всего лишь пытается уберечь нас от своей грустной истории хотя бы ненадолго. Книга заставила меня задуматься о своей жизни. А потом я порадовалась за себя…»
В этом тексте мне бы хотелось на примере фильма “Кит”
Даррена Аронофски проиллюстрировать феноменологию меланхолии, которой страдает главный герой и сквозь призму кляйнианской концеции хороших и плохих объектов увидеть, в казалось бы безысходной суицидальной ситуации, тернистый путь борьбы
за жизнь.
Сам фильм полон символизма и подсказок о том,
что переживает герой. Все события происходят на одной сцене - в квартире главного героя Чарли. Место действия не меняется и нам легко представить все происходящее как внутреннюю сцену человека, который не оправился от горя, сцену, полную ярости, беспомощности и вины.
Коротко о сюжете. Нам представлена история
преподавателя писательских курсов Чарли,
который долгие годы страдает опасным для жизни ожирением. Он не выходит из дома, в целом ограничен
в подвижности из-за веса. Ему помогает подруга,
по совместительству мед.сестра, Лиз. У них особые отношения. Их объединяет горе. Алан - возлюбленный Чарли и брат Лиз - покончил жизнь самоубийством несколько лет назад. Суицид стал результатом продолжительной внутренней и внешней борьбы Алана за то, чтобы быть тем, кем он является, любить того,
кого он хочет. Гомосексуальность Алана стала причиной разрыва как с церковной сектой “Новая жизнь”, которой
он был предан, так и с карающим отцом, который отрекся от него. Он выбрал отношения любви, но под давлением уничтожающей вины за этот выбор, впал депрессию, перестал есть и спустя время утопился. С момента этой потери состояние главного героя стало ухудшаться
и из полного человека он превратился в смертельно больного. Если Алан оставил ради любви церковь и отца, то Чарли оставил жену с 8-летним ребенком, дочерью Элли. И именно возобновление отношений с Элли, желание изменить их и изменить ее отношение
к себе - является единственным и последним
желанием Чарли.
На протяжении фильма мы наблюдаем человека, который убивает себя. Понять всю глубину внутренней трагедии нам помогает введенный режиссером главный лейтмотив фильма - эссе на тему романа Германа Мелвилла
“Моби Дик”, написанное когда-то давно дочерью Чарли,
и которое несет в себе особый мистически-религиозный спасительный смысл. Сама отсылка на героев романа “Моби Дик” - это возможность описать обреченность
и суицидальность ситуации. В этом произведении рассказчик нанимается в команду китобойного судна
под руководством капитана Ахаба, который зациклен лишь на одной идее - убить белого кита, в схватке
с которым он однажды повредил себе ногу. То есть участникам плавания довольно скоро становится понятным, что цель их плавания не добыча китового жира, что было обычным делом для того времени,
а убийство кита по имени Моби Дик. Будучи зрителями, мы так же оказываемся поставленными перед фактом,
с которым ничего не можем сделать - главный герой преследует лишь одну цель - убить в себе это “огромное белое животное”, которое символизирует тело
и телесность. Он отказывается от всякой медицинской помощи, он не дает возможности спасти себе жизнь,
но принимает сочувствие и помощь в улучшении качества его существования, как это было показано
в отношениях с подругой Лиз.
Кит - символизирует телесность. Сексуальность
и сексуальные отношения, питание, все желания, глубоко укорененные в теле. Это воплощение Ид, воплощение ранних импульсов, которые являются фундаментом человеческой психики. Церковная секта “Новая жизнь”
и миссионер Томас говорят внутренним голосом архаичного и карающего Супер-Эго: чтобы спастись, нужно подчиниться Богу, отцу, Супер-Эго, нужно отречься от себя, своих желаний, своих суждений. Строчка, выделенная Аланом в библии, емко иллюстрирует это требование: “Итак, братья, у нас есть обязанность, но не по плоти, жить по ней. Ибо, если вы будете жить по плоти, то умрете; но если Духом умерщвляете дела плотские, то будете жить.”
Тело становится вместилищем плохого объекта. В своей статье Дэвид Белл описывает этот процесс следующим образом: “…в основе всех суицидов и схожих актов саморазрушения лежит атака на собственное Я, которое идентифицируется с ненавидимым объектом. Этот акт представляет собой атаку на объект и одновременно
с этим наказание для Я за все его садистические
и жестокие атаки на объект…Тело представляет собой особо подходящее средство, так как именно тело порождает осознавание потребностей и желаний (таких,
как потребность в пище или сексуальном контакте),
то есть, осознавание реальности. Ненависть к такому осознаванию, которая важнейшим образом связана
с нетерпимостью к фрустрации, может привести к атакам на тело, в основе которых лежит фантазия о том,
что, избавившись от тела или от какой-то его части, пациент может избавиться от своих желаний и жить
в «идеальном мире», где ему больше не придется выносить фрустрацию неудовлетворенных желаний.
Это случай «казни гонца», тела, потому что субъект
не может вынести то сообщение, которое оно
приносит — осознавание болезненных аспектов реальности.” (( Bell, D. (2001). Who is Killing What
or Whom? Some Notes on the Internal Phenomenology
of Suicide. Psychoanal. Psychother)
Чтобы сохранить хороший объект в такой чрезвычайной ситуации требуется защитный механизм расщепления - хорошие объекты должны быть изолированы от плохих. Ощущение расщепления - чувство из крайности
в крайность - пронизывает сюжет всей картины.
Герои фильма категоричны и воплощают только
какую-то сторону целого.
Эссе девочки Элли о белом ките символизирует
тот самый хороший объект. Он воплощает способность сочувствовать и понимать, любить и прощать.
Воплощает способность к творчеству и самовыражению,
способность к искренности и стремление к внутренней правде, способность видеть реальность такой, какая она есть. В это эссе герой проецирует все то, что он утратил
в себе и что не может сохранить в себе. Его дочь так же полна ненависти ко всему живому, будто все то хорошее, что в ней было, глубоко похоронено. Чарли ставит себе целью оживить в ней эти чувства. Все, чего он хочет, чтобы этот хороший объект жил, чтобы он был спасен. Это единственный способ защитить его от плохого внутреннего объекта, который оккупировал его внутреннее пространство - спроецировать его во вне, спроецировать его в жизнеспособную среду. Чарли идеализирует дочь, в минуты отчаяния буквально вбивает ей в голову, какой она хороший человек.
Белл в своей статье ссылаясь на Кляйн пишет следующее: “… в то время как, совершая суицид,
эго намеревается убить свои плохие объекты,
я полагаю, что в то же время оно нацелено на то, чтобы
сохранить свои любимые объекты — как внутренние,
так и внешние… фантазии нацелены на сохранение хорошего объекта и той части эго, которая
идентифицируется с хорошими объектами, а также
на разрушение той части эго, которая идентифицируется с плохими объектами. (Klein 1935, стр. 276)
Основная идея здесь в том, что, каким бы безумием
это ни казалось, некоторые суицидальные акты нацелены на сохранение хорошего. Словно Я, чувствуя свою неспособность противостоять притяжению ужасающей деструктивности, в отчаянии убивает себя, чтобы спасти мир. Однако также должно быть справедливо и то, что, что человек позволяет себе обмануться убеждением, что разрушение собственного
Я является единственным способом спасти хорошие объекты, само по себе подпитывается самыми смертоносными силами в психике.”(( Bell, D. (2001).
Who is Killing What or Whom? Some Notes on the Internal Phenomenology of Suicide. Psychoanal. Psychother)
Так в фильме герой неоднократно подчеркивает,
что он лишь хочет спасти других от себя, цитируя все то же эссе о ките: “Больше всего мне грустно, когда я читаю скучные главы, в которых одно описание китов, потому что я знаю, что автор всего лишь пытается уберечь нас
от своей грустной истории хотя бы ненадолго.”
Он весь фильм ищет не спасения, а прощения.
Надеется быть увиденным в любви, в желание уберечь. Весь фильм он пытается сохранить хороший объект, реанимировать его. Его инстинкт к жизни воплощается
в этих репарационных попытках, несмотря на очевидную победу деструктивности и обреченности. И когда ему это удается, он умирает, как будто может покинуть этот мир со спокойной совестью, ведь дочь смогла его простить
и в ней ожили те чувства любви и привязанности, которые она так долго в себе уничтожала.
В этом фильме нет терапевтической фигуры, то есть фигуры отдельной, наблюдающей и целостной, способной собрать картину воедино. Все персонажи представлены как часть разыгрывания одной и той же сцены, где кит должен быть убит, и только так можно будет сохранить хороший объект. В клинической практике, когда мы имеем дело с такими убийственными чувствами мы сталкиваемся с опасностью сесть вместе
с пациентом на этот корабль и оказаться в ловушке, подчиняясь заданному сюжету или быть слишком отстраненными и невникающими.
Р.S. То самое эссе Элли о белом ките «В удивительной книге «Моби Дик» Германа Мелвилла автор рассказывает историю пребывания в море. В первой части автор, называя себя Измаилом, в маленьком приморском городке делит постель с человеком по имени Квикек. Автор и Квикек идут в церковь. А потом они садятся
на корабль, капитан которого капитан по имени Ахав,
у него нет ноги, и он очень хочет убить кита, которого зовут Моби Дик и он белый. На протяжении всего повествования пират Ахав проходит через трудности
и вся жизнь его построена на попытках убить этого кита. Это так грустно, потому что у кита нет эмоций и он
не знает о том, что Ахав хочет его убить. Он просто огромное белое животное. И Ахова мне тоже жаль, потому что он тоже думает, что его жизнь станет лучше, если он убьет кита, но на деле - это ему не поможет.
Из-за этой книги мне очень грустно и я очень переживаю за всех героев. Больше всего мне грустно, когда я читаю скучные главы, в которых одно описание китов, потому
что я знаю, что автор всего лишь пытается уберечь нас
от своей грустной истории хотя бы ненадолго. Книга заставила меня задуматься о своей жизни. А потом
я порадовалась за себя…»
В этом тексте мне бы хотелось на примере фильма “Кит” Даррена Аронофски проиллюстрировать феноменологию меланхолии, которой страдает главный герой и сквозь призму кляйнианской концеции хороших и плохих объектов увидеть,
в казалось бы безысходной суицидальной ситуации, тернистый путь борьбы за жизнь.
Сам фильм полон символизма и подсказок о том,
что переживает герой. Все события происходят
на одной сцене - в квартире главного героя Чарли. Место действия не меняется и нам легко представить все происходящее как внутреннюю сцену человека, который не оправился от горя, сцену, полную ярости, беспомощности и вины.
Коротко о сюжете. Нам представлена история
преподавателя писательских курсов Чарли,
который долгие годы страдает опасным для жизни ожирением. Он не выходит из дома, в целом ограничен в подвижности из-за веса.
Ему помогает подруга, по совместительству мед.сестра, Лиз. У них особые отношения.
Их объединяет горе. Алан - возлюбленный Чарли
и брат Лиз - покончил жизнь самоубийством несколько лет назад. Суицид стал результатом продолжительной внутренней и внешней борьбы Алана за то, чтобы быть тем, кем он является, любить того, кого он хочет. Гомосексуальность Алана стала причиной разрыва как с церковной сектой “Новая жизнь”, которой он был предан,
так и с карающим отцом, который отрекся от него. Он выбрал отношения любви, но под давлением уничтожающей вины за этот выбор, впал
депрессию, перестал есть и спустя время утопился. С момента этой потери состояние главного героя стало ухудшаться и из полного человека он превратился в смертельно больного. Если Алан оставил ради любви церковь и отца,
то Чарли оставил жену с 8-летним ребенком, дочерью Элли. И именно возобновление отношений с Элли, желание изменить
их и изменить ее отношение к себе - является единственным и последним желанием Чарли.
На протяжении фильма мы наблюдаем человека, который убивает себя. Понять всю глубину внутренней трагедии нам помогает введенный режиссером главный лейтмотив фильма - эссе
на тему романа Германа Мелвилла “Моби Дик”, написанное когда-то давно дочерью Чарли,
и которое несет в себе особый мистически-религиозный спасительный смысл. Сама отсылка на героев романа “Моби Дик” - это возможность описать обреченность и суицидальность ситуации. В этом произведении рассказчик нанимается в команду китобойного судна
под руководством капитана Ахаба, который зациклен лишь на одной идее - убить белого кита, в схватке с которым он однажды повредил
себе ногу. То есть участникам плавания довольно скоро становится понятным, что цель их плавания не добыча китового жира, что было обычным делом для того времени, а убийство кита
по имени Моби Дик. Будучи зрителями, мы так
же оказываемся поставленными перед фактом,
с которым ничего не можем сделать - главный герой преследует лишь одну цель - убить
в себе это “огромное белое животное”,
которое символизирует тело и телесность.
Он отказывается от всякой медицинской помощи, он не дает возможности спасти себе жизнь,
но принимает сочувствие и помощь в улучшении качества его существования, как это было показано в отношениях с подругой Лиз.
Кит - символизирует телесность. Сексуальность
и сексуальные отношения, питание, все желания, глубоко укорененные в теле. Это воплощение Ид, воплощение ранних импульсов, которые являются фундаментом человеческой психики. Церковная секта “Новая жизнь” и миссионер Томас говорят внутренним голосом архаичного и карающего Супер-Эго: чтобы спастись, нужно подчиниться Богу, отцу, Супер-Эго, нужно отречься от себя, своих желаний, своих суждений. Строчка, выделенная Аланом в библии, емко иллюстрирует это требование: “Итак, братья, у нас есть обязанность, но не по плоти, жить по ней.
Ибо, если вы будете жить по плоти, то умрете;
но если Духом умерщвляете дела плотские,
то будете жить.”
Тело становится вместилищем плохого объекта.
В своей статье Дэвид Белл описывает этот
процесс следующим образом: “…в основе всех суицидов и схожих актов саморазрушения
лежит атака на собственное Я, которое
идентифицируется с ненавидимым объектом.
Этот акт представляет собой атаку на объект
и одновременно с этим наказание для Я за все его садистические и жестокие атаки на объект…Тело представляет собой особо подходящее средство, так как именно тело порождает осознавание потребностей и желаний (таких, как потребность в пище или сексуальном контакте), то есть, осознавание реальности. Ненависть к такому осознаванию, которая важнейшим образом связана с нетерпимостью к фрустрации, может привести к атакам на тело, в основе которых лежит фантазия о том, что, избавившись
от тела или от какой-то его части, пациент
может избавиться от своих желаний и жить
в «идеальном мире», где ему больше не придется выносить фрустрацию неудовлетворенных желаний. Это случай «казни гонца», тела, потому что субъект не может вынести то сообщение, которое оно приносит — осознавание болезненных аспектов реальности.” (( Bell, D. (2001). Who is Killing What or Whom? Some Notes on the Internal Phenomenology of Suicide. Psychoanal. Psychother)
Чтобы сохранить хороший объект в такой чрезвычайной ситуации требуется защитный механизм расщепления - хорошие объекты должны быть изолированы от плохих. Ощущение расщепления - чувство из крайности в крайность
- пронизывает сюжет всей картины. Герои фильма категоричны и воплощают только какую-то сторону целого.
Эссе девочки Элли о белом ките символизирует
тот самый хороший объект. Он воплощает способность сочувствовать и понимать, любить
и прощать. Воплощает способность к творчеству
и самовыражению, способность к искренности
и стремление к внутренней правде, способность видеть реальность такой, какая она есть. В это эссе герой проецирует все то, что он утратил
в себе и что не может сохранить в себе. Его дочь так же полна ненависти ко всему живому,
будто все то хорошее, что в ней было, глубоко
похоронено. Чарли ставит себе целью оживить
в ней эти чувства. Все, чего он хочет, чтобы этот хороший объект жил, чтобы он был спасен.
Это единственный способ защитить его от плохого внутреннего объекта, который оккупировал его внутреннее пространство - спроецировать его
во вне, спроецировать его в жизнеспособную среду. Чарли идеализирует дочь, в минуты отчаяния буквально вбивает ей в голову,
какой она хороший человек.
Белл в своей статье ссылаясь на Кляйн пишет следующее: “… в то время как, совершая суицид,
эго намеревается убить свои плохие объекты,
я полагаю, что в то же время оно нацелено на то, чтобы сохранить свои любимые объекты — как внутренние, так и внешние… фантазии нацелены на сохранение хорошего объекта и той части
эго, которая идентифицируется с хорошими
объектами, а также на разрушение той части эго, которая идентифицируется с плохими объектами. (Klein 1935, стр. 276) Основная идея здесь в том, что, каким бы безумием это ни казалось, некоторые суицидальные акты нацелены
на сохранение хорошего. Словно Я, чувствуя
свою неспособность противостоять притяжению ужасающей деструктивности, в отчаянии убивает себя, чтобы спасти мир. Однако также должно быть справедливо и то, что, что человек позволяет себе обмануться убеждением, что разрушение собственного Я является единственным
способом спасти хорошие объекты, само по себе подпитывается самыми смертоносными силами
в психике.”(( Bell, D. (2001). Who is Killing What or Whom? Some Notes on the Internal Phenomenology of Suicide. Psychoanal. Psychother)
Так в фильме герой неоднократно подчеркивает,
что он лишь хочет спасти других от себя, цитируя все то же эссе о ките: “Больше всего мне грустно, когда я читаю скучные главы, в которых одно описание китов, потому что я знаю, что автор всего лишь пытается уберечь нас от своей грустной истории хотя бы ненадолго.”
Он весь фильм ищет не спасения, а прощения.
Надеется быть увиденным в любви, в желание уберечь. Весь фильм он пытается сохранить хороший объект, реанимировать его. Его инстинкт к жизни воплощается в этих репарационных попытках, несмотря на очевидную победу деструктивности и обреченности. И когда
ему это удается, он умирает, как будто может покинуть этот мир со спокойной совестью,
ведь дочь смогла его простить и в ней ожили
те чувства любви и привязанности, которые она так долго в себе уничтожала.
В этом фильме нет терапевтической фигуры,
то есть фигуры отдельной, наблюдающей
и целостной, способной собрать картину воедино. Все персонажи представлены как часть разыгрывания одной и той же сцены, где кит должен быть убит, и только так можно будет сохранить хороший объект. В клинической практике, когда мы имеем дело с такими убийственными чувствами мы сталкиваемся
с опасностью сесть вместе с пациентом на этот корабль и оказаться в ловушке, подчиняясь заданному сюжету или быть слишком отстраненными и невникающими.
Р.S. То самое эссе Элли о белом ките
«В удивительной книге «Моби Дик»
Германа Мелвилла автор рассказывает историю пребывания в море. В первой части автор, называя себя Измаилом, в маленьком приморском городке делит постель с человеком по имени Квикек. Автор и Квикек идут в церковь. А потом они садятся на корабль, капитан которого капитан по имени Ахав, у него нет ноги, и он очень хочет убить кита, которого зовут Моби Дик и он белый. На протяжении всего повествования пират Ахав проходит через трудности и вся жизнь
его построена на попытках убить этого кита.
Это так грустно, потому что у кита нет эмоций
и он не знает о том, что Ахав хочет его убить.
Он просто огромное белое животное. И Ахова
мне тоже жаль, потому что он тоже думает,
что его жизнь станет лучше, если он убьет кита,
но на деле - это ему не поможет. Из-за этой книги мне очень грустно и я очень переживаю за всех героев. Больше всего мне грустно, когда я читаю скучные главы, в которых одно описание китов, потому что я знаю, что автор всего лишь пытается уберечь нас от своей грустной истории хотя бы ненадолго. Книга заставила меня задуматься
о своей жизни. А потом я порадовалась за себя…»