Несколько эскизов-размышлений про скуку.
Скука и остановка возбуждения
Как правило, переживание скуки связано с блокировкой чувств, остановкой энергии. Возникает эмоция, возникает объект, ситуация к которым это чувство обращено, но его выражение или даже осознавание невозможно в силу различных причин(убеждений, специфики среды, культуры и т.д.)
Скука и отсутствие контакта
В теории гештальт-терапии контакт - источник возбуждения и энергии. Когда контакт
в силу причин не случается, энергия находится на низком уровне и может переживаться как скука. Например, когда в гештальтистской картинке со множеством переплетённых образов удаётся распознать очертания фигуры - возникает энергия, возбуждение.
Если в картинке не удаётся ничего разглядеть, с чем можно было бы контактировать,
она скучна, не интересна.
Скука и слияние. Высокий и низкий уровень дифференциации
Чем менее дифферецирвана внешняя или "внутренняя" среда, тем меньше возможности
с чем-то контактировать. Состояние слияния, отсутствия границ, диффузность,
хаос - пространство, где трудно распознать свою потребность.
Энергия остаётся на низком уровне.
К примеру, человек интересуется живописью, знает различные нюансы(есть бэкграунд, подготовка), или просто часто созерцал картины художников самых различных направлений, разбирается в них, то в галерее ему не будет скучно. Для него одна
картина - простор различных точек соприкосновения, которые вызывают переживания, энергию, интерес, любопытство. Здесь, внешний мир - сложный, многогранный,
дифференцированный. Но если для него, что Мане, что Рублёв, а уж тем более
Кандинский с Малевичем - "одна фигня, сам бы нарисовал", ему будет трудно удержать интерес. "Не понимаю ничего - хаос". Нет точек соприкосновения. Так же и с музыкой. Когда удаётся различать в исполнении оркестра игру флейты, скрипки, линию ударных, клавишных, замечать лейтмотивы, основные темы и те "музыкальные дискуссии", воплощающиеся в произведении, возникает интерес, переживания. Есть что исследовать, за чем наблюдать. С внутренним миром так же. Если я переживаю своё эмоциональное
и телесное состояние только в плоскостях напряжение/расслабление мне не интересны внутренние процессы, рефлексия. Мне скучно и пусто. Нужны внешние "развлекающие" стимулы, чтобы не оставаться с самим собой. В случае, когда человек дифференцирует свои эмоциональные состояния, феномены, то появляется простор для контактирования: анализа, рефлексии, переживания и осознавания.
Скука в отношениях
Здесь скука -тот же маркер слияния. Когда всё известно наперёд. Когда не очевидны различия между мной и партнёром и не к чему проявить любопытство, не с чем соприкоснуться. Или скука в отношениях может быть представлена как следствие остановки возбуждения/интереса. К примеру, я запрещаю себе испытывать и выражать
к человеку определённые чувства, останавливаю себя и, блокируя свою интенцию, блокирую возможность контакта.
Скука и безопасность
Думаю, скука - с одной стороны показатель стабильной жизни, где всё хорошо
и грамотно организовано, не нужно выживать. С другой - невозможности удовлетворения каких-то интересов, потребностей. Но рутина и повседневность не такая уж и плохая штука. Люди с некоторыми видами психических расстройств, например, в процессе социальной адаптации, целенаправленно пытаются сделать свою жизнь как можно более "скучной", т.е. упорядоченной, предсказуемой, рутинной. Такой, чтобы на неё можно было опираться. Таким образом они корректируют внешнюю стимуляцию. Достаточно им внутреннего веселья
Как бы развеять скуку?
Часто приходится прибегать к способу "развлечь себя", через внешнюю стимуляцию. Работа без отдыха, хим.вещества, компьютерные игры, гаджеты(и здесь поднимается тема зависимостей), организация себе невыносимо тяжёлой жизни, отношений
(дабы не было скучно). Правда все эти способы избегания себя имеют временный эффект.
Думаю скука - это всегда следствие. Это словесный акт блокировки исследовательского познавательного процесса.
Если посмотреть, что таится за этим одеялом скуки и дать ему название - потребность
в отдыхе или неопределённость или грусть и тоска по чему-то/кому-то - скука перестаёт быть скукой. Это уже вполне конкретная деятельность. Проявление интереса к самому переживанию скуки, разбирая его, исследуя, не срываясь при этом в любую доступную развлекающую деятельность, может дать больше информации и понимания
о потребностях и возможностях их удовлетворения.
Несколько эскизов-размышлений про скуку.
Скука и остановка возбуждения
Как правило, переживание скуки связано с блокировкой чувств, остановкой энергии. Возникает эмоция, возникает объект, ситуация
к которым это чувство обращено, но его выражение или даже осознавание невозможно в силу различных причин (убеждений, специфики среды, культуры и т.д.)
Скука и отсутствие контакта
В теории гештальт-терапии контакт - источник возбуждения и энергии. Когда контакт в силу причин не случается, энергия находится
на низком уровне и может переживаться как скука. Например, когда
в гештальтистской картинке со множеством переплетённых образов удаётся распознать очертания фигуры - возникает энергия, возбуждение. Если в картинке не удаётся ничего разглядеть, с чем можно было
бы контактировать, она скучна, не интересна.
Скука и слияние. Высокий и низкий уровень дифференциации
Чем менее дифферецирвана внешняя или "внутренняя" среда,
тем меньше возможности с чем-то контактировать. Состояние слияния, отсутствия границ, диффузность, хаос - пространство, где трудно распознать свою потребность. Энергия остаётся на низком уровне.
К примеру, человек интересуется живописью, знает различные нюансы(есть бэкграунд, подготовка), или просто часто созерцал
картины художников самых различных направлений, разбирается в них,
то в галерее ему не будет скучно. Для него одна картина - простор различных точек соприкосновения, которые вызывают переживания, энергию, интерес, любопытство. Здесь, внешний мир - сложный, многогранный, дифференцированный. Но если для него, что Мане,
что Рублёв, а уж тем более Кандинский с Малевичем - "одна фигня,
сам бы нарисовал", ему будет трудно удержать интерес. "Не понимаю ничего - хаос". Нет точек соприкосновения. Так же и с музыкой. Когда удаётся различать в исполнении оркестра игру флейты, скрипки, линию ударных, клавишных, замечать лейтмотивы, основные темы
и те "музыкальные дискуссии", воплощающиеся в произведении, возникает интерес, переживания. Есть что исследовать,
за чем наблюдать. С внутренним миром так же. Если я переживаю
своё эмоциональное и телесное состояние только в плоскостях напряжение/расслабление мне не интересны внутренние процессы, рефлексия. Мне скучно и пусто. Нужны внешние "развлекающие" стимулы, чтобы не оставаться с самим собой. В случае, когда человек дифференцирует свои эмоциональные состояния, феномены,
то появляется простор для контактирования: анализа, рефлексии, переживания и осознавания.
Скука в отношениях
Здесь скука -тот же маркер слияния. Когда всё известно наперёд.
Когда не очевидны различия между мной и партнёром и не к чему проявить любопытство, не с чем соприкоснуться. Или скука
в отношениях может быть представлена как следствие остановки возбуждения/интереса. К примеру, я запрещаю себе испытывать
и выражать к человеку определённые чувства, останавливаю
себя и, блокируя свою интенцию, блокирую возможность контакта.
Скука и безопасность
Думаю, скука - с одной стороны показатель стабильной жизни,
где всё хорошо и грамотно организовано, не нужно выживать.
С другой - невозможности удовлетворения каких-то интересов, потребностей. Но рутина и повседневность не такая уж и плохая штука. Люди с некоторыми видами психических расстройств, например,
в процессе социальной адаптации, целенаправленно пытаются сделать свою жизнь как можно более "скучной", т.е. упорядоченной, предсказуемой, рутинной. Такой, чтобы на неё можно было опираться. Таким образом они корректируют внешнюю стимуляцию. Достаточно
им внутреннего веселья
Как бы развеять скуку?
Часто приходится прибегать к способу "развлечь себя",
через внешнюю стимуляцию. Работа без отдыха, хим.вещества, компьютерные игры, гаджеты(и здесь поднимается тема зависимостей), организация себе невыносимо тяжёлой жизни, отношений (дабы
не было скучно). Правда все эти способы избегания себя имеют временный эффект.
Думаю скука - это всегда следствие. Это словесный акт блокировки исследовательского познавательного процесса. Если посмотреть,
что таится за этим одеялом скуки и дать ему название - потребность
в отдыхе или неопределённость или грусть и тоска по чему-то/кому-то - скука перестаёт быть скукой. Это уже вполне конкретная деятельность. Проявление интереса к самому переживанию скуки, разбирая его, исследуя, не срываясь при этом в любую доступную развлекающую деятельность, может дать больше информации и понимания
о потребностях и возможностях их удовлетворения.
Несколько эскизов-размышлений про скуку.
Скука и остановка возбуждения
Как правило, переживание скуки связано с блокировкой чувств, остановкой энергии. Возникает эмоция, возникает объект, ситуация к которым это чувство обращено, но его выражение или даже осознавание невозможно
в силу различных причин(убеждений, специфики среды, культуры и т.д.)
Скука и отсутствие контакта
В теории гештальт-терапии контакт - источник возбуждения и энергии. Когда контакт в силу причин не случается, энергия находится
на низком уровне и может переживаться как скука. Например, когда
в гештальтистской картинке со множеством переплетённых образов
удаётся распознать очертания фигуры - возникает энергия, возбуждение. Если в картинке не удаётся ничего разглядеть, с чем можно было
бы контактировать, она скучна, не интересна.
Скука и слияние. Высокий и низкий уровень дифференциации
Чем менее дифферецирвана внешняя или "внутренняя" среда, тем меньше возможности с чем-то контактировать. Состояние слияния, отсутствия границ, диффузность, хаос - пространство, где трудно распознать свою потребность. Энергия остаётся на низком уровне.
К примеру, человек интересуется живописью, знает различные нюансы(есть бэкграунд, подготовка), или просто часто созерцал картины художников самых различных направлений, разбирается в них, то в галерее ему не будет скучно. Для него одна картина - простор различных точек соприкосновения, которые вызывают переживания, энергию, интерес, любопытство. Здесь, внешний мир - сложный, многогранный, дифференцированный. Но если для него, что Мане, что Рублёв, а уж тем более Кандинский с Малевичем - "одна фигня, сам бы нарисовал", ему будет трудно удержать интерес. "Не понимаю ничего - хаос". Нет точек соприкосновения. Так же и с музыкой. Когда удаётся различать в исполнении оркестра игру флейты, скрипки, линию ударных, клавишных, замечать лейтмотивы, основные темы
и те "музыкальные дискуссии", воплощающиеся в произведении,
возникает интерес, переживания. Есть что исследовать, за чем наблюдать.
С внутренним миром так же. Если я переживаю своё эмоциональное
и телесное состояние только в плоскостях напряжение/расслабление мне не интересны внутренние процессы, рефлексия. Мне скучно и пусто. Нужны внешние "развлекающие" стимулы, чтобы не оставаться с самим собой.
В случае, когда человек дифференцирует свои эмоциональные состояния, феномены, то появляется простор для контактирования: анализа, рефлексии, переживания и осознавания.
Скука в отношениях
Здесь скука -тот же маркер слияния. Когда всё известно наперёд. Когда
не очевидны различия между мной и партнёром и не к чему проявить любопытство, не с чем соприкоснуться. Или скука в отношениях может быть представлена как следствие остановки возбуждения/интереса. К примеру, я запрещаю себе испытывать и выражать к человеку определённые чувства, останавливаю себя и, блокируя свою интенцию, блокирую возможность контакта.
Скука и безопасность
Думаю, скука - с одной стороны показатель стабильной жизни,
где всё хорошо и грамотно организовано, не нужно выживать.
С другой - невозможности удовлетворения каких-то интересов, потребностей. Но рутина и повседневность не такая уж и плохая штука. Люди с некоторыми видами психических расстройств, например,
в процессе социальной адаптации, целенаправленно пытаются сделать свою жизнь как можно более "скучной", т.е. упорядоченной, предсказуемой, рутинной. Такой, чтобы на неё можно было опираться. Таким образом они корректируют внешнюю стимуляцию. Достаточно им внутреннего веселья
Как бы развеять скуку?
Часто приходится прибегать к способу "развлечь себя", через внешнюю стимуляцию. Работа без отдыха, хим.вещества, компьютерные игры, гаджеты(и здесь поднимается тема зависимостей), организация себе невыносимо тяжёлой жизни, отношений (дабы не было скучно). Правда
все эти способы избегания себя имеют временный эффект.
Думаю скука - это всегда следствие. Это словесный акт блокировки исследовательского познавательного процесса. Если посмотреть,
что таится за этим одеялом скуки и дать ему название - потребность
в отдыхе или неопределённость или грусть и тоска по чему-то/кому-то - скука перестаёт быть скукой. Это уже вполне конкретная деятельность. Проявление интереса к самому переживанию скуки, разбирая его, исследуя, не срываясь при этом в любую доступную развлекающую деятельность, может дать больше информации и понимания
о потребностях и возможностях их удовлетворения.
Несколько эскизов-размышлений про скуку.
Скука и остановка возбуждения
Как правило, переживание скуки связано
с блокировкой чувств, остановкой энергии. Возникает эмоция, возникает объект, ситуация
к которым это чувство обращено, но его выражение или даже осознавание невозможно
в силу различных причин(убеждений, специфики среды, культуры и т.д.)
Скука и отсутствие контакта
В теории гештальт-терапии контакт - источник возбуждения и энергии. Когда контакт в силу причин не случается, энергия находится
на низком уровне и может переживаться
как скука. Например, когда в гештальтистской картинке со множеством переплетённых образов удаётся распознать очертания
фигуры - возникает энергия, возбуждение.
Если в картинке не удаётся ничего разглядеть,
с чем можно было бы контактировать, она скучна, не интересна.
Скука и слияние. Высокий и низкий уровень дифференциации
Чем менее дифферецирвана внешняя или "внутренняя" среда, тем меньше возможности
с чем-то контактировать. Состояние слияния, отсутствия границ, диффузность, хаос - пространство, где трудно распознать свою потребность. Энергия остаётся на низком уровне.
К примеру, человек интересуется живописью, знает различные нюансы(есть бэкграунд, подготовка), или просто часто созерцал картины художников самых различных направлений, разбирается в них, то в галерее ему не будет скучно. Для него одна картина - простор различных точек соприкосновения, которые вызывают переживания, энергию, интерес, любопытство. Здесь, внешний мир - сложный, многогранный, дифференцированный. Но если для него, что Мане, что Рублёв, а уж тем более Кандинский с Малевичем - "одна фигня, сам бы нарисовал", ему будет трудно удержать интерес. "Не понимаю ничего - хаос". Нет точек соприкосновения. Так же и с музыкой.
Когда удаётся различать в исполнении оркестра игру флейты, скрипки, линию ударных, клавишных, замечать лейтмотивы, основные темы и те "музыкальные дискуссии", воплощающиеся в произведении, возникает интерес, переживания. Есть что исследовать,
за чем наблюдать. С внутренним миром так же.
Если я переживаю своё эмоциональное
и телесное состояние только в плоскостях напряжение/расслабление мне не интересны внутренние процессы, рефлексия. Мне скучно
и пусто. Нужны внешние "развлекающие" стимулы, чтобы не оставаться с самим собой.
В случае, когда человек дифференцирует свои эмоциональные состояния, феномены,
то появляется простор для контактирования: анализа, рефлексии, переживания и осознавания.
Скука в отношениях
Здесь скука -тот же маркер слияния. Когда всё известно наперёд. Когда не очевидны различия между мной и партнёром и не к чему проявить любопытство, не с чем соприкоснуться.
Или скука в отношениях может быть представлена как следствие остановки возбуждения/интереса. К примеру, я запрещаю себе испытывать и выражать к человеку определённые чувства, останавливаю себя и, блокируя свою интенцию, блокирую возможность контакта.
Скука и безопасность
Думаю, скука - с одной стороны показатель стабильной жизни, где всё хорошо и грамотно организовано, не нужно выживать.
С другой - невозможности удовлетворения
каких-то интересов, потребностей. Но рутина
и повседневность не такая уж и плохая штука. Люди с некоторыми видами психических расстройств, например, в процессе социальной адаптации, целенаправленно пытаются сделать свою жизнь как можно более "скучной",
т.е. упорядоченной, предсказуемой, рутинной. Такой, чтобы на неё можно было опираться. Таким образом они корректируют внешнюю стимуляцию. Достаточно им внутреннего веселья.
Как бы развеять скуку?
Часто приходится прибегать к способу "развлечь себя", через внешнюю стимуляцию. Работа без отдыха, хим.вещества, компьютерные игры, гаджеты(и здесь поднимается тема
зависимостей), организация себе невыносимо тяжёлой жизни, отношений (дабы не было скучно). Правда все эти способы избегания себя имеют временный эффект.
Думаю скука - это всегда следствие. Это словесный акт блокировки исследовательского познавательного процесса. Если посмотреть,
что таится за этим одеялом скуки и дать
ему название - потребность в отдыхе
или неопределённость или грусть и тоска
по чему-то/кому-то - скука перестаёт быть скукой. Это уже вполне конкретная деятельность. Проявление интереса к самому переживанию скуки, разбирая его, исследуя, не срываясь
при этом в любую доступную развлекающую деятельность, может дать больше информации
и понимания о потребностях и возможностях
их удовлетворения.